Монгольская империя часть 6

Монгольская империя часть 6

Осада монголами Багдада. (1258) Иранская миниатюра

Осада городов

Осада монголами Багдада. (1258) Иранская миниатюра

Первое время в монгольской тактике существенным недостатком было неумение захватывать города. В связи с этим они предпочитали давать сражение противнику в открытом поле. Если же монгольская армия действовала в хорошо укреплённой местности, то монгольские военачальники предпочитали оставлять крепости противника в тылу. Эта тактика также была неудачной, в связи с чем монголы стали привлекать к себе на службу китайских, а затем и мусульманских инженеров-специалистов осадного дела. Поэтому монголы очень скоро получили в распоряжение богатый арсенал осадной техники. Наряду с этим монголы широко использовали труд многочисленных пленных. Во время осады городов каждый конный воин обязан был привести 10 пленных. Они под надзором инженеров изготовляли и обслуживали осадные машины, проводили осадные работы под обстрелом противника, в частности, засыпали и выравнивали рвы. Во время приступов монголы гнали пленных впереди, используя их в качестве живого щита (нередко такую тактику монголы применяли и в открытом бою). Подобное подразделение из пленных, являвшееся основным средством во время осады городов, у монголов получило название хашар (букв. — толпа). При осадах монголы активно пользовались подкопами, а также, если неподалёку от осаждённой крепости находилась река, преграждали её плотинами с целью изменить русло реки и затопить вражеские укрепления. Осаждая вражескую крепость, монголы ни на один день не прекращали сражения, тем самым лишая защитников отдыха. Сами же монголы членили войско на отдельные отряды, сменявшие друг друга во время приступов. Во многих источниках отмечается возведение монголами стен, частоколов или высоких валов вокруг окружённой крепости. Тем не менее, монголы по возможности старались выманить защитников в открытое поле, используя для этого небольшие отряды.

Дальнейшее развитие

Со временем в военном деле монгольских государств произошли существенные изменения. Они коснулись как военного искусства, так и вооружения воинов монгольских улусов. Десятичная система в монгольских государствах постепенно исчезала, становясь условной, а монгольские названия заменились на тюркские. Крупные подразделения (такие, как кулы и кошуны в армии Тамерлана) имели непостоянную численность. В армиях монгольских государств также появилась пехота. Это были как легковооружённые лучники, так и тяжёлые пехотинцы, облачённые в панцири и шлемы и защищённые щитами. Они были вооружены саблями, топорами, кинжалами и булавами. В монгольских улусах развивалась также осадная техника, особенно в мощных оседло-земледельческих зонах.

Золотая Орда

На территории Золотой Орды (а также западной части Чагатайского улуса) сложилась особая единая воинская традиция, на которую слабо влиял многонациональный характер этого государственного образования. Тем не менее, на развитие военного дела Золотой Орды оказали значительное влияние и соседние народы. Подавляющей частью ордынского войска оставалась конница, использовавшая в бою традиционную тактику ведения боя мобильными конными массами лучников. Её ядром были тяжеловооружённые отряды, состоявшие из знати, основой которых была гвардия ордынского правителя. Помимо золотоордынских воинов, ханы набирали в войско солдат покорённых народов, а также наёмников из Поволжья, Крыма и Северного Кавказа. Основным оружием ордынских воинов продолжал оставаться лук, которым ордынцы пользовались с большим мастерством. Широко распространены были и копья, применявшиеся ордынцами во время массированного копейного удара, следовавшего за первым ударом стрелами. Из клинкового оружия наиболее популярными были палаши и сабли. Распространено было и ударно-дробящее оружие: булавы, шестопёры, чеканы, клевцы, кистени.

Изменения произошли в вооружении, а также структуре армий. Наибольшей популярностью у воинов стали пользоваться кольчуги, а позже — кольчато-пластинчатые доспехи. Самым распространённым доспехом был хатангу-дегель, усиленный изнутри металлическими пластинами (куяк). Несмотря на это, ордынцы продолжали пользоваться ламеллярными панцирями. Пользовались монголы и доспехами бригантинного типа. Получили распространение зерцала, ожерелья, наручи и поножи. Мечи практически повсеместно были вытеснены саблями. С конца XIV века монголы взяли на вооружение пушки. Ордынские воины стали применять также полевые укрепления, в частности, большие станковые щиты-чапары. В полевом бою они также использовали некоторые военно-технические средства, в частности, арбалеты.

Династия Юань

Монгольская империя часть 6

Монгольские военные корабли империи Юань. Гравюра из «Свитка о монгольском нашествии». XIII век

Вооружённые силы монголов в империи Юань развивались под сильным влиянием Китая. Монголы впервые овладели флотом, захватив китайские военные корабли. В армию было набрано множество китайских воинов, служивших, главным образом, в пехоте. Несмотря на это, основой могущества монгольских правителей оставались именно монгольские войска. Главной причиной массового привлечения местного китайского населения на службу в монгольскую армию было то обстоятельство, что монголы были плохо приспособлены для боевых действий на пересечённой местности, а также для осады укреплённых китайских городов. Сказалась и небольшая численность монгольских войск.

В армию Юань входили также воины родственных монголам племён под предводительством собственных командиров. Помимо китайцев, в монгольских войсках служили также корейцы, чжурчжэни, кидани и тибетцы. Собственно захваченные в плен воины империи Сун служили главным образом в пехоте и артиллерии и составляли наименее надёжные части армии Юань. В армии Юань также служили захваченные в плен монгольские воины-наёмники, ранее находившиеся на службе династии Сун.

Монгольские вооружённые силы были сильно ослаблены в результате завоевательных походов, а также многочисленных восстаний населения против оккупантов. Монголы испытывали также серьёзную нужду в лошадях, так как не могли держать в Китае больших табунов и вынуждены были закупать лошадей. Это обстоятельство сильно ослабило военный потенциал монгольского контингента в Китае. Тем не менее, монголы оставались грозной силой для своих противников. В столице государства располагалась императорская гвардия. К 1352 году в гвардии монгольского хана служили около 100 000 воинов. В армии Юань формально сохранилась десятичная система, однако численность монгольских воинов в тумэнах варьировалась от 3 000 до 7 000 человек, а тысячи-минганы были крайне малочисленны.

Империя Тамерлана

Тамерлан и его воины. Миниатюра

Наиболее боеспособной и совершенной военной организацией в Среднеазиатском регионе обладала армия Тамерлана. Период завоеваний Тамерлана ознаменовал собой наивысший расцвет военного дела среднеазиатских кочевников. Опираясь на богатый опыт своих предшественников, Тамерлан сумел создать мощную и боеспособную армию, позволившую ему одерживать блестящие победы на полях сражений над своими противниками. Эта армия была многонациональным и многоконфессиональным объединением, ядром которого являлись тюрко-монгольские воины-кочевники. Армия Тамерлана делилась на конницу и пехоту, роль которой сильно возросла на рубеже XIV—XV вв. Тем не менее, основную часть армии составляли конные отряды кочевников, костяк которых состоял из элитных подразделений тяжеловооружённых кавалеристов, а также отрядов телохранителей Тамерлана. Пехота зачастую играла вспомогательную роль, однако была необходима при осадах крепостей. Пехота была большей частью легковооружённой и в основном состояла из лучников, однако в армии состояли также тяжеловооружённые ударные отряды пехотинцев.

Помимо основных родов войск (тяжёлой и лёгкой конницы, а также пехоты) в армии Тамерлана находились отряды понтонёров, рабочих, инженеров и прочих специалистов, а также особые пехотные части, специализировавшиеся на боевых операциях в горных условиях (их набирали из жителей горных селений). Организация армии Тамерлана в общем и целом соответствовала десятичной организации Чингисхана, однако появился ряд изменений (так, появились подразделения численностью от 50 до 300 человек, называвшиеся «кошунами», численность более крупных подразделений-«кулов» также была непостоянной).

Основным оружием лёгкой конницы, как и пехоты, был лук. Лёгкие кавалеристы пользовались также саблями или мечами и топорами. Тяжеловооружённые всадники были облачены в панцири (наиболее популярным доспехом была кольчуга, зачастую укреплённая металлическими пластинами), защищены шлемами и сражались саблями или мечами (помимо луков и стрел, которые были распространены повсеместно). Простые пехотинцы были вооружены луками, воины тяжёлой пехоты сражались саблями, топорами и булавами и были защищены панцирями, шлемами и щитами.

Государство Хулагуидов

На территории державы ильханов монгольская военная система также претерпела некоторые изменения, затронувшие организацию армии. Теперь тюрко-монгольская военно-кочевая знать, составлявшая основную опору государства, получила огромные земельные участки на правах икта. Первоначально рядовые воины-ополченцы не получали иктов. Их содержание состояло из выплат на «обмундирование» (джамэги), фураж и «кормовых» денег. Позднее ополченцы, как и их командиры, являвшиеся выходцами из тюрко-монгольской кочевой знати, также стали получать земельные наделы. Подобная система ленных владений была узаконена указом ильхана Газана от 1303 года. Так как икты выдавались из государственных и ханских земель, это вело к уменьшению доходов и дальнейшему ослаблению государства. Армия ильханов, помимо собственно монгольских формирований, включала в себя также союзные армянские и грузинские отряды, а также ополчения, набиравшиеся из местных жителей. Традиционная десятичная система соответствовала родовой организации монгольских и тюркских племён. Военная система государства ильханов показала свою слабость в войнах с мамлюками, остановившими монгольскую экспансию в Юго-Западной Азии.

Влияние на развитие военного дела Евразии

Традиции монгольской военной школы оказали сильное влияние на развитие военного дела многих народов. Так, монгольский тип вооружения (конские доспехи в галицко-волынском войске, названные татарскими, описаны в 1248 году аналогично описанию Плано Карпини) с успехом применяли русские воины в борьбе с западными противниками. В результате монгольского нашествия на Руси оборвался процесс дифференциации функций между отрядами тяжёлой кавалерии, специализировавшейся на прямом ударе холодным оружием, и формированиями стрелков (которые возродились на полурягулярной основе лишь в начале XVI века, после падения монголо-татарского ига). Русские дружинники были вынуждены вновь биться копьём и мечом и стрелять из лука. Под монгольским влиянием сильно изменилась тактика ведения боя: русские воины стали отдавать предпочтение ведению метательного боя и боя из глубины, большое внимание стало уделяться разведывательной и сторожевой службе. Кроме того, русское войско стало воздерживаться от преследования противника, если это могло поставить под угрозу общую победу, что стало одной из причин поражения на Калке. Войско московского государства частично строилось по принципам монгольского воинского искусства. Русские воины часто использовали ордынское вооружение, которое и к концу XIV века в некоторых аспектах было более совершенным, чем аналогичные образцы из Руси и Восточной Европы. Меняется и снаряжение боевого коня: появляются высокие и лёгкие восточные сёдла, шпоры сменяются плетью.

Монгольское вооружение оказало сильное влияние на оружие и доспехи Китая, Ирана, Средней Азии, а также многочисленных кочевых племён, проживавших на территории современной России. Эффективные методы ведения войны, применявшиеся монголами, были заимствованы другими кочевыми народами. Наиболее сильное влияние монголы оказали на вооружение и военную организацию подчинённых тюркоязычных и монголоязычных народов.

Административное устройство

Государственное управление в Монгольской империи было тесно связано с военными потребностями и опиралось на традиционную иерархию кочевого общества. В ее основу были положены принципы родоплеменного быта — вожди возглавляли род, несколько родов объединялись в племя, племена — в племенные союзы, и т.д. В результате вся система управления носила авторитарный аристократический характер и была неотделима от военной иерархии, строившейся на основе десятичной системы. Роды и племена в зависимости от их численности в случае войн, которые велись практически непрерывно, выставляли конные десятки, сотни, тысячи и т.д. Военно-территориальные начальники — ханы, царевичи, беки, найоны, богатуры. Все они не избирались, а провозглашались на курултаях в соответствии со своим происхождением и с санкции верховной власти.

Законодательство

Яса (монг. Их засаг хууль — закон великой власти) — название уложения Чингисхана, которое он, по преданию, издал на великом всемонгольском курултае и которое постоянно подтверждалось его преемниками.

Этимология

Слова «Яса» существует в тюркском и монгольском языках. Считается, что оно происходит от тюркского «яс-», что значит «распространять». Предполагается, что впервые слово было введено в оборот у уйгуров. В монг. жасак значит «запрет».

Изучение и восстановление текста

Ни в монгольском подлиннике, ни в полном переводе Яса до нас не дошла; мы её знаем по сообщениям и выдержкам персидских и арабских историков монголов; их сведения подробно сопоставил Йозеф фон Хаммер-Пургшталь. Подобную работу выполняли и последующие европейские историки, такие как Илья Березин, Эрдманн, X. Хоуорт и другие.

Синолог В. Васильев, познакомившись с Ясой по изложению персидского историка Рашид ад-Дина, отказывался видеть в Ясе свод законов; по его мнению, Яса — вовсе не закон, а то же, что изречения каждого китайского богдыхана, ему приписываемые и после его смерти издаваемые. Как на образчик таких изречений, Васильев указывал на статью «Домашние изречения Канси».

Структура

Восстановляемые положения Ясы можно разделить на пять отделов:

преступления, караемые смертью
война, её ведение и военное устройство
семья и семейный строй
похвальные доблести
различные запреты.
Государственный механизм и общественный строй, предписываемый Ясой, организован по китайскому образцу.

О содержании

Достоверных данных о содержании ясы нет, есть лишь предполагаемые её составные части, полученные из разных источников. Нижеприведённый список не является ни исчерпывающим, ни однозначно достоверным и приводится в переводе по книге Харольда Альберта Лэмба (англ. Harold Albert Lamb) «Genghis Khan: The Emperor of All Men», Garden City Publishing, 1927 год:

Приказано верить, что есть только один бог на земле, создатель неба и земли, что творит жизнь и смерть, богатство и бедность, как угодно ему и обладающий высшей властью.
Служители культа, врачи и омыватели тел освобождаются от всяких податей.
Подданным империи запрещено брать монголов себе в качестве рабов или прислуги.
Под страхом смертной казни, запрещено самовольно провозглашать себя императором, если на то нет решения курултая.
Запрещено вождям народов и кланов, подчинённых монголам, носить почётные титулы.

О войне:

Запрещено творить мир с всяким вождем, князем или народом, что не подчинился.
Все мужчины должны служить в войске, за редким исключением.
Все мужчины, не участвующие в войне, должны бесплатно работать на империю определённое время.
Организовывать войско следует из отрядов по 10, 100, 1000 и 10000 человек, чтобы можно было быстро собрать войско.
Каждый воин получает своё оружие из рук непосредственного командира перед началом похода. Каждый воин обязан следить за состоянием своего оружия, а командир проверять его перед началом битвы.
Под страхом смертной казни запрещено воинам грабить врага и мародерствовать, докуда командующий не дал разрешения, а после такого разрешения солдаты, наравне с офицерами, имеют право на добытое, если они уплатили соответствующую часть императору.
Военная добыча должна делиться следующим образом:
³/5 доставалось войску
1/5 доставалась джихангиру (руководителю похода)
1/5 доставалась императору
Для тренировки войска надлежит организовывать большую охоту каждую зиму, для чего запрещено с марта по октябрь убийство оленей, косуль и других самцов парнокопытных, а также зайцев, диких ослов и птиц.
Офицеры и вожди, не выполнившие задание или не явившиеся по зову хана, приговариваются к смерти. Если их проступок менее серьёзен, им надлежит лично явиться к хану.

О браке:

Закон о браке требует, чтобы каждый мужчина выкупал свою жену, а родственные браки запрещены. Человек может жениться на двух сестрах, равно как и иметь несколько конкубинаток.
Всякий замеченный в адюльтере наказывается смертью и виновные в нём могут быть убиты на месте.
Если две семьи желают объединиться посредством брака, но имеют лишь малолетних детей, то брак такой разрешить при условии, если один из детей мальчик, а другой девочка. В случае смерти детей брачный договор сохраняет свою силу.

О быте:

Женщины должны заниматься собственностью и хозяйством. Мужчины должны заниматься только охотой и войной.
Запрещено резать горло животным, добытым для еды. Животное надлежит связать, вскрыть ему грудь и охотник рукой должен вырвать ему сердце.
Разрешено употреблять в пищу кровь и внутренности животных, хотя ранее это было запрещено.
Запрещено, под страхом смертной казни, стирать бельё или купаться в проточной воде во время грозы.
О преступлениях:
Укравшего коня или вола или иную равноценную вещь, казнить, а тело расчленить надвое. За меньшее воровство наказать, сообразно ценности украденного, количеством ударов палки: 7, 17, 27 и до 700. Телесного наказания можно избежать, уплатив девятикратную стоимость украденной вещи.
Под страхом смертной казни, запрещено давать кров, еду и одежду беглым рабам. Тоже касается всякого, кто, встретив беглого раба, не привел его к хозяину.
Шпионов, лжесвидетельствующих и колдунов приговаривать к смерти.
и др.

В настоящие время

На современный монгольский язык слово «пошлина» переводится как «Ёс».
В турецом языке слово «закон» имеет форму «yasa» (хотя во времена Оттоманской империи турки использовали арабское слово «хукук»), а прилагательное «законный» — «yasal».

Денежная система

Балыш — денежная единица в Монгольской империи. Упоминается уже при Чингис-хане. После распада единой империи на несколько самостоятельных государств это слово, по-видимому, продолжало употребляться только в Китае, где ещё в XIV веке производились расчёты в балышах. Согласно Джузджани, балыш соответствовал 60 1/3 дирхема. По данным Джувейни и Вассафа, как золотой, так и серебряный балыш весили 500 мискалей (около 2 1/8 кг). По Вассафу, золотой балыш соответствовал 2000 динаров, серебряный — 200 динарам, а бумажными деньгами — только 10 динарам; в другом месте тот же Вассаф приравнивает бумажный балыш только 6 динарам. Слово динар, очевидно, означает здесь не золотую монету, а упомянутую также Рашид ад-Дином серебряную монету весом в 3 мискаля (около 12,75 г).

Чау (чāв, чао; от кит. трад. 钞, упр. 鈔, пиньинь chāo, палл. чао — «бумажные деньги», «ассигнации») — бумажная валюта, выпущенная в государстве Хулагуидов в 1294 году.

Денежная реформа была ответом на кризис, вызванный возросшими государственными расходами сумасбродного ильхана Гайхату, который «был государем весьма щедрым, делал чрезмерные подарки, и денег в мире ему не хватало». Взимать новые налоги с разорённого населения не представлялось возможным, и для покрытия расходов двора казне пришлось взять взаймы значительные суммы. Дополнительным фактором кризиса, по Вассафу, был падёж скота от бескормицы (ют) в Ираке и Хорасане, вызванный оледенением снега на зимних пастбищах.
В данных обстоятельствах, впервые в истории Передней Азии была сделана попытка выпустить по китайской модели бумажные деньги с принудительным курсом. Предложение восстановить финансы таким образом изначально поступило от Изз ад-Дина Музаффара ибн Мухаммеда ибн Амида, советника визиря Садр ад-Дина Зенджани. При поддержке эмира Болада (Пулад-чингсанг), представителя в Иране великого хана Хубилая, рассказавшего, что «чоу — это бумага с царской печатью на ней, которая ходит по всему Хитаю вместо чеканных дирхемов, а звонкая монета там балыш, и она достается высочайшей казне», Садр ад-Дин легко убедил Гайхату санкционировать это мероприятие. Любому, кто откажется принять чау или не обменяет монеты на банкноты, грозила смертная казнь. Поскольку были даны также приказы прекратить производство золотых и серебряных сосудов и золотых одежд для всех, кроме ильхана и высшей знати, цель реформы заключалась в том, чтобы сосредоточить драгоценные металлы в руках правительства. Только купцам Персидского залива, занятым в международной торговле, был разрешён обмен банкнот на золото. Чау были пущены в обращение в Тебризе 12 сентября 1294 года, согласно Рашид ад-Дину, или в сентябре-октябре, согласно Вассафу.

Введение банкнот привело к экономической катастрофе. Цены выросли более, чем в десять раз. Торговцы отказывались отпускать товар за чау, торговля на базарах замерла; множество людей покинуло Тебриз. Садр ад-Дин Зенджани, получивший от ильхана почётный титул Садр-и джехан («Садр (опора) мира»), был прозван в народе Садр аль-чави («бумажный Садр»). После двухмесячного периода беспорядков правительство было вынуждено сперва разрешить использование монет для покупки продуктов питания, а затем отменить указ о введении чау совсем. Имеющиеся данные связаны в основном с Тебризом и в меньшей степени с Багдадом, но Вассаф приводит список провинций, в которые были направлены эмиры для постройки печатных мастерских (чаухане, ср. китабхане). Ещё весной 1295 года, через некоторое время после свержения Гайхату, будущий ильхан Газан перехватил близ Семнана партию чау, направлявшуюся в Мазандеран. Он презрительно отметил, что бумага не выдержит влажного климата региона, и отдал приказ сжечь банкноты. Также были сожжены печатные машины (алат), следовательно, блоки для печати были деревянными, а не медными как в Китае.

Банкноты, описанные Вассафом, содержали надписи на китайском и шахада, исламский символ веры, а также имя Иринджин Дорджи, данное Гайхату тибетскими ламами. Банкноты были номиналом от четверти дирхема до 10 динаров, согласно Ибн аль-Фувати, хотя продолжатель Абу-ль-Фараджа сообщает, что минимальный номинал был 1 динар. В персидском литературном языке Средней Азии слово чау ещё в XVIII веке имело значение «испорченная монета».

Религия

В изложении Ясы от Макризи отмечалось, что «Чингисхан приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них».