Объект 172М-2М «Буйвол»

Объект 172М-2М «Буйвол»

В середине 1974 г. начались испытания усовершенствованного варианта танка «объект 172М-2М», с усовершенствованными приборами наблюдения за полем боя и новым прицельным комплексом. На 6-м и 7-м экземплярах машины были установлены лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел «Буран-ПА», новые приборы наблюдения командира и наводчика, стабилизатор пушки «Жасмин» с электроприводом в горизонтальной плоскости (обычный стабилизатор 2Э28М имел только гидропривод). Кроме того, усовершенствованная 125-мм пушка Д81ТМ отличалась более высокой точностью.

Проведенные мероприятия позволили увеличить количество попаданий при стрельбе с ходу на дальностях 1600 — 1800 м по целям типа «танк» до 80-100%. Отклонение средней точки попадания по высоте на дальности в 1 км в условиях дождя термозащитный кожух уменьшил до 15 см — против 3,6 м без него. Дополнительные приборы увеличили статический угол обзорности командира со 144 до 288 градусов, наводчика — соответственно с 60 до 150 градусов. Более удобная боеукладка позволила производить до двух прицельных выстрелов в минуту при ручном заряжании. Для сравнения: на испытаниях 15 танков «объект 172М» в 1972 г. количество попаданий при стрельбе с ходу составляло 50,4%, а на производство одного выстрела при ручном заряжании затрачивалось в среднем 1 мин. 44 сек. Боекомплект танка был увеличен до 45 выстрелов.

Объект 172М-2М «Буйвол»

Защита танка была также усилена – увеличен угол наклона ВЛД до 70 градусов, башня получила комбинированное бронирование.

На танке был установлен форсированный до 840л.с. двигатель В-46Ф усилены БКП, усовершенствована ходовая с увеличенным динамическим ходом опорных катков. Также был увеличен запас топлива (пробег на одной заправке вырос до 1000 км).

Объект 172М-2М «Буйвол»

Однако двигатели на танках №5-7 работали не слишком надежно. В отличие от первых четырех они отработали в среднем всего по 200 с небольшим часов. Основные неполадки были связаны с выбросом масла из маслоотделителя и потерей охлаждающей жидкости. В 1975 г. конструкторы ЧТЗ срочно дорабатывали дизель В-67 (ранее называвшийся В-46Ф); в 1976 г. предполагались войсковые испытания уже десяти танков «объект 172-2М». В общем, в ближайшие два-три года можно было ожидать принятия на вооружение танка «объект 172М-2М» — усовершенствованного варианта Т-72.

Объект 172М-2М «Буйвол»

Однако этого не произошло. Правда, кое-что с «объекта 172М-2М» уже в 1975 г. было перенесено на серийные машины: например, усиленные коробки передач, дополнительные смотровые приборы. Все остальное не было востребовано, и вместо начала производства «объекта 172-2М» Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1043-361 от 16 декабря 1976 г. предписывалось провести работы по созданию танка Т-72 с повышенными характеристиками. Однако последние либо повторяли уже существующие ТТХ «объекта 172М-2М» (двигатель мощностью 840 л.с., лазерный прицел-дальномер, боекомплект 44 выстрелов), либо даже уступали ему. В частности, предлагалось оставить стабилизатор пушки 2Э28М. Но и это задание было выполнено не в полном объеме: танк Т-72А был в 1979 г. принят на вооружение с двигателем В-46-6 мощностью 780 л.с. Дизель мощностью 840 л.с. был официально введен на
танке Т-72Б, но это уже в конце 1984 г.