Первые итоги МАКС-2011

Первые итоги МАКС-2011

10 Международный авиационно-космический салон в Жуковском МАКС-2011 стал рекордным за все годы его проведения, по продажам гражданской авиационной техники российского изготовления. Общая сумма сделок составила почти 14 миллиардов долларов

Напомним, площадки МАКСа открывают свои двери с 1993 года, впрочем, полноценным коммерческим мероприятием в мире авиационной техники он стал в 2003-м году, когда сумма сделок составила 1,5 миллиардов долларов. В большинстве сделок, контракты были заключены с компаниями, представляющими Россию на поставку отечественных же образцов авиационной техники для гражданских целей, на военные и околовоенные сделки пришлось только лишь 8%, а зарубежные чуть менее 10%. В 2005-м году сумма сделок составила уже 5 миллиардов долларов, но структура контрактов особо не изменилась. Начиная с 2007-го года МАКС, можно сказать «военизируется» — тогда было подписано некоторое количество довольно больших контрактов на поставку образцов военной техники за границу (общей стоимостью 500 млн. дол.). При всем этом объемы сделок в сравнении с МАКСом-2005 упали больше чем в полтора раза и не превысили 3 млрд. дол. На МАКСе в 2009-ом году общая сумма подтвержденных сделок составила 10 млрд. долларов, впрочем, большая их часть пришлась на огромные закупки военной техники предназначенной для внутренних нужд. Самые крупные соглашения текущего года, однако, стали всего лишь обновлением ранее заключенных контрактов. Общий же объем заключенных новых сделок составил всего 3,7 млрд. дол.

10-миллиардный прогноз, высказанный перед МАКСом-2011, был основан на ранее достигнутых успехах, начиная с прорывного 2009 года — но на данный раз в основном за счет гражданского компонента. Российский авиапарк стареет, что, несомненно, ведет к снижению рентабельности и безопасности полетов. У сотен действующих единиц техники срок граничной эксплуатационной годности истек или же истекает в ближайшее время. В результате, по оценке Boeing, российские фирмы приобретут до 2030-го года не менее 1080 новых самолетов. А Минтранс говорил о приобретении 1600-1800 самолетов до 2025 года. Поэтому, на Россию будет приходиться приблизительно 3,5-6% мирового рынка в 30 тысяч машин

Впрочем, на пути массовых закупок есть сложно преодолимый барьер. Камнем преткновения для усовершенствования авиапарка в России как обычно является крайняя «деконсолидированность» ветви. В стране на сегодняшний день насчитывается 138 авиакомпаний. В качестве примера, в Соединенных Штатах их около 200, впрочем, американские авиаперевозчики обслуживают гораздо больший поток пассажиров за соответственные денежные средства. В России же примерно 85% всех перевозок осуществляется 15 крупнейшими авиакомпаниями. В результате остальные элементарно не имеют шансов позволить себе закупку современной техники — тем более на фоне нынешнего роста цен, на горючее, и, как следствие, значительное падения рентабельности перевозок. Впрочем, с 2012 года к авиаперевозкам в России будут допускаться только фирмы, имеющие не менее 10 самолетов одного типа (а с 2013 года, согласно плану, данный показатель будет составлять 20 машин). С одной стороны, мы имеем вытеснение с рынка авиаперевозок «неплатежеспособной мелочи», с другой, — это заставит фирмы предоставляющие подобного рода услуги, модернизировать свой технический парк.

Еще одним плюсом МАКС-2011 можно назвать активную деятельность зарубежных производителей. Компания Airbus представила A-380 — один из самых больших авиалайнеров в мире. Значительный интерес к нему проявили представители «Аэрофлота» (планируется закупка 5 подобных самолетов на сумму 1,9 млрд. долларов по каталожной стоимости) и компания «Трансаэро», рассматривающая А-380 как современную альтернативу Boeing 747-800 (компания уже заказала у Airbus 8 А-320 с опционом на четыре машины по результатам работы).

На МАКС-2011 были озвучены планы и по закупке военной авиатехники. Согласно заявлению Александра Зелина, главкома ВВС, его ведомство планирует закупить 120 современных бомбардировщиков Су-34 (на сегодняшний день ими укомплектована только одна эскадрилья ВВС РФ). В 2011 году на вооружение боевых эскадрилий поступят 6 самолетов, в следующем 2012-м — 12. Президент компании «Иркута», Алексей Федоров, заявил, что в их планах на 2012 год определено заключение договора на поставку российским ВВС и ВМФ 28 тактических истребителей Су-30 СМ. Дмитрий Петров, гендиректор «Вертолетов России», заявил, что в период 2011 года Минобороны получит в свое распоряжение 450 вертолетов – как новых, так и после капитального ремонта и модернизации. Также было объявлено о приобретении Минобороны больше 100 транспортных самолетов.

МАКС-2011 довольно четко продемонстрировал тенденцию к модернизации и обновлению существующего парка гражданской авиации — даже за счет довольно перспективных самолетов отечественного изготовления. Конечно в заключенных контрактах присутствует некоторая часть завуалированного протекционизма: одна национальная компания приобретает самолеты у другой, для того чтобы передать в лизинг третьей.

Но есть в итогах МАКС-2011 и одна неприятная закономерность, до западных конкурентов российскому Международному авиационно-космическому салону еще очень далеко. На прошедшем в нынешнем году французском знаменитом авиасалоне в Ле-Бурже были заключены сделки на общую сумму свыше 100 миллиарда долларов