Понтий Пилат — загадка истории

Понтий Пилат - загадка истории

Кто в наши дни не знает пятого римского прокуратора Нудой Понтия Пилата? Особенно после булгаковского «Мастера и Маргариты» и снятого па роману фильма. Суровый, хмурый, но и не лишенный человечности игемон, готовый отказать синедриону в осуждении странного проповедника из Назарета, он все-таки посылает Иешуа на распятие. Он даже ссорится из-за праведника с иерусалимским первосвященником. Однако страх быть обвиненным в том, что он покрывает врагов кесаря, к которым священники отнесли Назарянина, заставляет его пойти против совести… Вот, собственно, и все, что мы узнаем из замечательного романа Михаила Булгакова.

Дополненные текстами из канонических Евангелий от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, наши сведения об этом римлянине, в общем-то, этим и исчерпываются. Пилат — палач, отправивший на распятие Сына Божьего! Палач — и только. Но оказывается, римский прокуратор Понтий Пилат, утвердивший своей печатью неправедное решение суда иудейских священников, сыграл в истории христианства роль куда более значительную, чем роль палача.

Вернемся к иерусалимским событиям весеннего месяца нисана.

Пилат удручен свершившимся — тем, что ему не удалось спасти праведника.

Прокуратор мечтает поскорее отбыть в свою ставку в Кесарию. Он уже отдал своим людям нужные распоряжения и готов к отъезду. И тут происходит нечто невероятное: в претории появляется главный иерусалимский конфидент игемона и докладывает, что распятый Иешуа Га-Ноцри — воскрес. Да-да. Воскрес! И тому есть свидетели. Женщина Мария из Магдалы говорила с Воскресшим!

Возможно, за этим сообщением в претории последовала немая сцена. Как в «Ревизоре». Пилат и его центурионы застыли в изумлении. Еще бы. Воскресение из мертвых — понятие вполне доступное уму иудея, но недоступное уму римлянина. Прокуратор от такой вести едва не лишился дара речи. Да и как тут не растеряться железному римлянину ведь ему предстоит готовить отчет о суде и казнях в Иерусалиме! Ну и как он объяснит кесарю Тиберию, римскому народу и сенату, что казненный им проповедник из Назарета на третий день воскрес и отправился в Галилею, на встречу со своими учениками? Именно так докладывали Пилату его шпионы.

Храбрый римский воин, лихой рубака, всадник Золотое копье Пилат — в недоумении. Что он напишет в отчете? Кто в Риме поверит в сказку о воскресении?
Смирив гордыню, прокуратор ищет встречи с первосвященником и спрашивает у того, есть ли в священных иудейских книгах пророчество о Га-Ноцри. И первосвященник подтверждает это. Говорит, что, мол, после распятия мы смотрели священные книги и искали свидетельство Божие… И открылось нам, что Иешуа Га-Ноцри, распятый нами, есть Иисус Христос, Сын Божий, Бог истинный и всемогущий… Пилат в замешательстве, В шоке! Какой римский военачальник или наместник когда-либо попадал в подобную ситуацию? И тут прокуратор вспоминает: действительно, во время допроса Назарянин, как бы даже жалея прокуратора, тихо шепнул ему: «Ты не имел бы надо мной никакой власти, если бы тебе не было дано свыше». Пилат тогда не обратил внимания на эти слова арестованного. Он, полагал, что тот говорил про власть, данную прокуратору кесарем Тиберием… А праведник имел в виду власть иную… Божью власть! Ну и как теперь все это объяснить языческому Риму? Кто там поверит, что он, Понтий Пилат, допрашивал Сына Божьего? Да и как поверить в то, что Бог послал своего Сына на муки? До сих пор греческие и римские боги посылали своих детей для того, чтобы наказывать сбившихся с пути землян. А тут — Бог послал Сына своего на распятие? Где логика? Где здравый смысл, присущий римлянам? Здоров ли ты, римский прокуратор?

Далёко неглупый человек, Пилат, опросив свидетелей и учеников распятого, еще не покинувших Иудею для проповеди учения Иисуса, поломал голову над собранным невероятным материалом и написал ошеломивший Рим отчет о той страшной пятнице . Отчет был доставлен императору. Историки Библии называют тот документ «Актами Пилата». Богословы установили: существуют разные варианты этих актов. Большинство из них — подложные. Одни акты — весьма благосклонны к Иисусу Христу, другие — полны ненависти к христианам. Что было в подлинных актах Пилата? Скорее всего, клеветы на распятого Сына Божьего там не было. Ибо язычник Тиберий отнесся к текстам прокуратора с доверием и, видимо, поверил в воскресение Иисуса Христа! И с пониманием отнесся к его учению. Историки раннего христианства пишут, что император даже обратился в сенат предложением причислить Христа к сонму римских богов. Однако сенат не поддержал кесаря. Тиберий же держался своего мнения и наказывал всякого, кто осмеливался оскорблять христиан. Правда, позднее и сам Тиберий организовывал гонение на верующих в распятого… А последующие кесари -Калигула, Нерон, Домициан — те прославились травлей христиан, жестокими расправами с носителями новой веры. Но вот что тут самое интересное, в чем, собственно, и состоит загадка Пилата -посланные Пилатом Тиберию «Акты Пилата», — хотим мы того или не хотим — являются первым официальным текстом об иерусалимских событиях 14-го дня весеннего месяца нисана. Первым! Дисциплинированный римский администратор Пилат, как и полагается ему по должности, четко проинформировал Рим об иерусалимских событиях.

То есть, выходит, что римский прокуратор Понтий Пилат — первый свидетельствовал об Иисусе Христе!

Благие вести от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна появились позднее его актов. И потому можно считать, что осуждаемый современной общественностью прокуратор Понтий Пилат на деле является первым историком христианства. Пилат — историк! Непривычно звучит для уха мирянина, правда? Но куда же деваться, если «Акты Пилата» — признанный исторический документ (!) о пасхальных днях в Иерусалиме, имел место и обсуждался в римском сенате?

Эта парадоксальная ситуация подробно анализируется в романе А. Зверинцева «Сын Грома, или Тени Голгофы». В книге описаны очень непростые отношения Пилата с иудеями.

Назначенный прокуратором Иудеи Пилат во главе своих когорт пытался торжественно войти в Иерусалим, но был встречен не пальмовыми ветвями, как встречали наместников Рима в других провинциях, а палками, камнями и криками: «Убирайся в Кесарию, Пилат-свиноед!» Первосвященник пояснил игемону: иудеи не могут видеть изображений человеческого лица на римских знаменах, даже если это лицо владыки мира кесаря Тиберия. И Пилату пришлось зачехлить стяги. Собрался было прокуратор построить иудеям водопровод наподобие римского и хотел взять деньги на строительство из кассы храма, но получил отпор. Деньги храма — есть деньги храма! Но не на римские же деньги строить иудеям водопровод! И пролилась кровь. В Рим пошел очередной донос на прокуратора. Пилат поставил статую кесаря в иродовом храме, — в ответ: все улицы города заполнились лежащими в знак протеста на земле иудеями. И пока Пилат не убрал своего идола из храма, готовые умереть за свою веру жители Иерусалима не поднимались с земли. И Пилат понял, что не сложится у него с иудеями. Он покинул враждебно настроенный к нему Иерусалим и обосновался в Кесарии.

Оттуда и управлял страной. И вот в канун иудейской Пасхи получил от синедриона приглашение на праздник 14-го дня весеннего месяца нисана. Ехать — не ехать? Но протокол требовал присутствия наместника на празднике…

Мир знает, что произошло на этих торжествах…

И как же закончил свой земной путь автор первого официального свидетельства об Иисусе Христе, римский прокуратор Понтий Пилат? Какие бытуют мнения на этот счет? В текстах раннехристианских историков можно найти сведения, что спустя четыре года после казни Назарянина прокуратор был низложен и сослан в Галлию. Душевные терзания преследовали этого избранного провидением человека. Прокуратор мучительно пытался понять, кто он: убийца ли Богочеловека или исполнитель зашифрованных в Священном Писании пророчеств о Сыне Человеческом, который пришел к людям, чтобы привести их к спасению… Считается, что прокуратор не вынес душевных мук и покончил жизнь самоубийством.

Но со смертью игемон не ушел в небытие. Существует легенда, что сегодня римского прокуратора Понтия Пилата можно встретить в Швейцарских Альпах. В Великую пятницу, облаченный в римскую тогу, он появляется на горе и моет, и моет свои руки, и показывает их всем, чтобы видели, что на них нет крови Спасителя… И повторяет: «Я невинен в крови Праведного сего…»

Немного истории

По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus) — римский правитель Иудеи c 26 по 36 годы н. э; римский всадник. Иосиф Флавий и Тацит называют его прокуратором, однако найденная в 1961 году в Кейсарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был, по всей видимости, в должности префекта.
Правление Понтия Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. По словам философа Филона Александрийского, жившего в I веке, Пилат несёт ответственность за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда.
Понтий Пилат в христианской традиции
Согласно Новому Завету, Понтий Пилат приговорил к распятию Иисуса Христа, в смерти которого были заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой. По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»). После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.
Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьенн в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьенн и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. По другим сообщениям, он был казнён Нероном; во Вьенне туристам показывают пирамидальную гробницу Пилата.
Имя Понтия Пилата — одно из трех (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала Пилата и его жену. Жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима) стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим.4:21) — в результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула.[2] Праздник святых Пилата и Прокулы отмечается 25 июня.
Суд Пилата
Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.
Описание суда Пилата над Иисусом приводится у всех четырёх евангелистов:
Евангелие Описание суда
От Матфея
(Мф.27:11-14)
…и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю… Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
От Марка
(Мк.15:1-5)
Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
От Луки
(Лк.23:1-7)
И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
От Иоанна
(Ин.18:29-38)
Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, — да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
Иудейские первосвященники, осудив Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без его утверждения римским наместником. Как повествуют евангелисты, они после ночного суда над Христом привели его утром к Пилату в преторию, но сами не вошли в неё чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
По свидетельству всех евангелистов, основной вопрос, который Пилат задал Иисусу был: «Ты Царь Иудейский? ». Этот вопрос был обусловлен тем, что реальное притязание на власть в качестве Царя Иудейского согласно римским законам квалифицировалось как опасное преступление. Ответом на этот вопрос стали слова Христа — ты говоришь. , что можно рассматривать как положительный ответ, так как в еврейской речи словосочетание «ты сказал» имеет положительно-констативный смысл. Дав такой ответ, Иисус подчеркнул, что он не только по родословию имеет царское происхождение, но и как Бог имеет власть над всеми царствами. Наиболее подробный диалог Иисуса Христа и Пилата приводится в Евангелии от Иоанна (см. цитату выше).
Евангелист Матфей сообщает о том, что во время суда над Иисусом жена Пилата послала к нему слугу сказать: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19). Согласно апокрифам, жену Пилата звали Клавдия Прокула и она после позднее стала христианкой. В греческих и коптских церквях она причислена к лику святых, её память совершается 9 ноября (27 октября по старому стилю).
Иисус Христос на суде Ирода Антипы
О приведении Иисуса к Ироду Антипе сообщает только евангелист Лука. Пилат, узнав, что Иисус из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме (Лк.23:7). Ирод Антипа много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть его, надеясь стать свидетелем одного из его чудес. Ирод задал Иисусу много вопросов, но он не отвечал на них. После, как сообщает Лука, Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
(Лк.23:11-12)
Следует отметить, что в белую (светлую) одежду у римлян облекались кандидаты на какую-либо начальственную или почетную должность. Таким образом, Ирод, одев так Иисуса, хотел выразить, что воспринимает его только, как забавного претендента на иудейский престол и не считает опасным преступником. Вероятно именно так и понял Ирода Пилат, поскольку ссылался перед первосвященниками на то, что и Ирод не нашел в Иисусе ничего достойного смерти.

Понтий Пилат - загадка истории

После того как Пилат первый раз вывел Иисуса к народу, который потребовал его казни, он, решив вызвать у народа сострадание ко Христу, повелел воинам бить его. Иисуса отвели во двор и сняв с него одежду били. Затем одели его в шутовской наряд царя: багряницу (плащ царственного цвета), возложили на голову венок, сплетённый из терния («корону»), дав в правую руку трость, ветку («царский скипетр»). После этого воины стали насмехаться над ним — вставали на колени, кланялись и говорили: «радуйся, Царь иудейский!», а после плевали на него и били тростью по голове и лицу (Мк.15:19).
При исследовании Туринской плащаницы, отождествляемой с погребальной плащаницей Иисуса Христа был сделан вывод, что Иисусу было нанесено 98 ударов (при этом у иудеев допускалось наносить не более 40 ударов — Втор.25:3): 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом.
Христос перед толпой
Пилат дважды выводил Иисуса к народу, заявляя что не находит в нём никакой вины, достойной смерти (Лк.23:22). Второй раз это было сделано после его истязаний, имевших целью вызвать жалость народа, показав что Иисус уже наказан Пилатом. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Ин.19:4-5)
В словах Пилата «се, Человек!» видно его желание вызвать у иудеев сострадание к узнику, который после истязаний своим внешним видом не похож на царя и не представляет угрозы римскому императору. Сам вид Христа после поругания над ним стал исполнение одного из пророчеств 21 мессианского псалма: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс.21:7).
Народ ни в первый, ни во второй раз не проявил снисхождения и требовал казни Иисуса в ответ на предложение Пилата отпустить Христа, следуя давнему обычаю: « Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?». При этом, согласно Евангелию, народ ещё сильнее стал кричать да будет распят. Видя это, Пилат вынес смертный приговор — приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Умыв руки, Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное омовение рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор.21:1-9).
Апокрифические сказания
Суд Пилата описан в апокрифическом «Евангелии от Никодима». В нём кроме сведений, содержащихся в канонических Евангелиях, автор делает добавления, подчеркивающий мессианский статус Христа (например, эпизод с поклонением Христу хоругвей в руках знаменосцев). Суд Пилата начинается со спора о законности рождения Иисуса, который завершается диалогом Пилата с 12 мужами, бывшими при обручении Девы Марии, и засвидетельствовавшими законность рождения Иисуса:
(И) сказал им Пилат: «Почему хотят Его убить?»
Сказали ему: «Гнев на него имеют, ибо лечит по субботам».
Сказал Пилат: «За добрые дела хотят Его убить?»
Сказали ему: «Да, господин».
Пилат же, разгневавшись, вышел прочь из претория и сказал: «Солнце мне свидетель — объявлю всем, что ни единого греха не нашел я в этом человеке».

Понтий Пилат - загадка истории

«Евангелие от Никодима» приводит ответ Иисуса на вопрос Пилата «что есть истина?» (вопрос согласно Евангелию от Иоанна остался без ответа): «Сказал Иисус: „Истина — от небес». Сказал Ему Пилат: „А в земном истины нет?» Сказал Иисус Пилату: „Внимай — истина на земле среди тех, которые, имея власть, истиной живут и праведный суд творят»».
Свидетелями в защиту Христа на суде выступают чудесно исцелённые им больные: расслабленный, слепорождённый, Вероника, жена кровоточивая; жители Иерусалима вспоминают чудесное воскрешение Лазаря. В ответ на это Пилат по случаю праздника предлагает народу отпустить на их выбор Христа или Варавву и в дальнейшем апокриф повторяет канонический евангельский текст, за исключением выведения Иисуса к народу после поругания.
Исторические свидетельства
Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кейсарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82 х 100 х 20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:
…]S TIBERIÉUM
…PON]TIUS PILATUS
..PRAEF]ECTUS IUDA[EA]E
..́.
что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.
Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum (см. Историчность Иисуса Христа).
В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем — начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II—III веков, и заканчивая подделками XX века — такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).