Таинственные рисунки Пиктов

Рисунки, оставленные древними пиктами на камнях, могли быть средством коммуникации с другими народами. О чем же столько лет молчали мегалиты?

На пиктских камнях изображения менялись с течением времени: от традицион-ных узоров и фигур до христианских символов. Расшифровка знаков позволит иначе взглянуть на народ, который древние историки представляли разрисованными дикарями
Фото: Robert Harding Imagery World (Corbis/Fotosa.ru)

Есть этносы, особо любимые исследователями старины. Пикты, населявшие современную Шотландию, из их числа. Об их укладе, государственном устройстве, традициях известно лишь по свидетельствам современников. Единственная информация, которую дано узнать, если можно так выразиться, из первых рук, – рисунки, сделанные пиктами на камнях. До недавнего времени считалось, что они содержат некую примитивную информацию о жизни и быте – сродни пещерным рисункам, на которых изображались сцены охоты. Последние исследования британских ученых обещают перевернуть все с ног на голову, поскольку теперь доказывается, что рисунки пиктов – своего рода иероглифы, письменный язык, содержащий куда больше информации, чем принято было считать

Код пиктов

Попытки исследовать, привести в порядок и по вероятности расшифровать рисунки пиктов предпринимались не раз. Приблизительно с середины XIX столетия это превратилось в так сказать хобби британской интеллигенции, да и небританской тоже. Некоторые специалисты с иронией называют это страстное желание разгадать загадку камней пиктоманией.

Первую солидную систематизацию предложили еще в 1903 году британцы Джей Роммили Аллен и Джозеф Андерсон — они поделили все камни по группам на дохристианский период (приблизительно с IV по VI век нашей эпохи) и христианский (VI-IX столетия), когда к традиционным узорам пиктов и изображениям звериных добавилась христианская символика. Аллен и Андерсон, изучив обнаруженные на тот момент камни, описали все встреченные на них символы. В течение прошлого столетия их число то пополнялось вследствие новым находкам, то уменьшалось за счет объединения в группы. В одном из последних изысканий набралось 43 символа, которые повторяются с различной периодичностью. Причем некоторые из них объединены в повторяющиеся комбинации. Скажем, символы звериных зачастую даются в парах, а изредка встречаются в сопровождении расчески и зеркала, изображенных на верхней части камня.

Авторы текущего изыскания — эксперты из института Эксетера во главе с профессором Робом Ли — пошли еще дальше. Они проанализировали символы и их сочетания на камнях с подмогой специального математического способа, основанного на теореме заокеанского математика Шеннона, которая дозволяет описать максимально допустимые кодирования без потерь. В подборку вошли: тексты на современном английском — от надписей на надгробиях объемом 35 слов до отрывков художественных текстов, доходивших до 10 000 слов, — иероглифическое письмо со стихами китайских писателей, Декларация прав человека, переведенная на турецкий, корейский и другие языки. «Мы, безусловно, включили в подборку и иероглифы Старинного Египта, — говорит академик Роб Ли, — она по сути своей ближе к символике пиктов, чем та же латынь».
В рисунках пиктов обнаружились все колляции письменности, основанной на разговорном языке. То есть это письменность, выраженная в камне. Скажем, изображение наездников и охотничьих собак является, скорее каждого, не примитивно зарисовкой охоты, а оригинальным начальством к действию, выраженным не при помощи букв, а при помощи рисунков. «О том, что у пиктов был свой разговорный язык, мы знаем из трудов средневековых авторов, — говорит Роб Ли, — некоторые топонимы в Шотландии имеют пиктские корни. Символы на камнях абсолютно могли быть попыткой пиктов общаться на письменном языке с кельтами либо римлянами». Увы, обнаружить некую обоснованность, которая дозволила бы перевести язык символов на какой-нибудь из языков, взятых в подборку, пока не удалось, как и расшифровать значение всякого из символов. -»Раньше считалось, что мы имеем дело с языческой символикой, — продолжает Роб Ли. — Либо же что это символы, обозначающие принадлежность к какому-нибудь определенному роду. Но все оказалось не так примитивно». По словам изыскателей, код пиктских камней значительно труднее и путанее, чем та же символическая азбука древних египтян. А значит, мы имеем дело с высокоразвитой цивилизацией, а не с враждебными варварами.

История происхождения и исчезновения пиктов — тоже огромная загадка. По одной из версий считается, что эта народность была разновидностью кельтов. Особенно подробные данные о пиктах относятся к тому времени, когда на Британские острова пришли римские завоеватели. Враждебное сопротивление со стороны одного из северных племен стало для них сюрпризом. Невзирая на то что римским войскам с поддержкой внушительного подкрепления с континента все же удалось разбить пиктов и обезглавить их предводителей, завоевать земли до конца римлянам так и не удалось. Хроника отношений Римской империи и маленького воинственного народа была зафиксирована в исторических материалах того времени. Античные писатели окрестили эти племена picti (буквально — «разрисованный») из-за боевой раскраски, которой они украшали тело, и подметили, что пикты непохожи на остальных радикальных обитателей Британских островов.

О быте и жизни пиктов знаменито немножко. По тем крупицам информации, что имеются, они предстают довольно неразвитым народом. Пикты любили наносить татуировки, и наследование трона у них шло по женской линии. Римляне указывали на неразборчивость пиктов в половых связях. Впрочем не исключено, что северные племена элементарно могли стать жертвами популяризации либо же простого невежества. По словам эксперта по истории пиктов Изабель Хендерсон, античные изыскатели сами знали об этом народе дюже немного, а передаваемая из уст в уста информация все огромнее обрастала легендами и небылицами. Этого хватило, дабы к пиктам прилип ярлык настоящих дикарей. Дополнительным подтверждением тому стало то, что они не оставили позже себя никаких археологических монументов как бы мегалитических строений, которые сооружали кельты. И невзирая на то что именно пикты смогли свободными испытать римское нашествие, их репутация неразвитого народа сохраняется и по сей день. Таковыми пиктов считают даже их прямые потомки шотландцы.

Потомки скифов

Существует и альтернативная версия — по ней история пиктов началась значительно прежде, чем упоминают античные авторы. Только творили ее разрисованные воины под иным именем. О том, что они не являются радикальными обитателями севера, в своих записках подмечал еще Юлий Цезарь. По словам императора, пикты были прямыми потомками иберов — самых древних обитателей Испании.

Среди письменных источников о пиктах есть записи Беды Глубокоуважаемого, тот, что в 731 году указал на то, что пикты были скифами, которые высадились на севере Ирландии и затребовали земель. Обитатели Ирландии отправили их на территорию Шотландии, дав им в жены ирландских женщин и поставив условие, что наследование будет передаваться по женской линии. Это поясняет и то, что разговорная речь пиктов не походила на другие языки, распространенные на Британских островах. Допустимо, этим же объясняются и столь непростой шифр, тот, что они применили в своих рисунках, и неимение каких-нибудь монументальных монументов. Скифы были кочевниками и, допустимо, не рассчитывали надолго задерживаться на Британских островах. Со временем желание двигаться дальше пропало, а на смену войне пришли деловые отношения с соседями. Теснее в VI веке пикты приняли христианство и со временем потеряли свою самобытность, окончательно смешавшись со скоттами. Единст-венной их летописью стали написанный на латыни список пиктских королей в хронологическом порядке и, безусловно, сотни камней с выгравированными рисунками. Впрочем расшифровать их удастся лишь с подмогой особого словаря, каким для египетской письменности некогда стал Розеттский камень. Найдись такой дешифратор, крайне допустимо, что таинственный народ, за которым закрепилась известность необразованных дикарей, предстанет в другом свете — со способностями и ярусом познаний, какие их современ-никам даже и не снились.

Максим Морозов

МненияДжеймс Фрейзер, основной лектор по истории ранней культуры и истории Шотландии Эдинбургского института:

— Я бы не стал объединять с изображениями на камнях слишком крупные ожидания. Допустимо, мы имеем дело с пиктским аналогом рун, но не с алфавитом в современном понимании слова. На камни нанесено обыкновенно два-три символа, и я сомневаюсь, что дозволено многое выразить с подмогой 3 букв.

Екатерина Дэвлет, врач исторических наук, ученый секретарь Университета археологии РАН:

— Пиктограммы ищут по каждому свету и якобы находят, но стройной системы из этих знаков не выявляется. К тому же присутствие пиктограмм совсем не знак непременной трудности изображения либо показатель культурного становления этноса. Система кодирования может быть безусловно различной. Видимо, это одна из мотивированных истолкований, но для всяких ранних изображений существуют десятки истолкований их как примитивной знаковой системы.

Ирина Аржанцева, кандидат исторических наук, заведующая Центром евразийской археологии Университета этнологии и антропологии РАН:

— Существуют различные подходы к дешифровке изображений. Так что ничего сумасшедшего в этой догадке я не вижу, она абсолютно умна и имеет право на существование.

Два пиктских камня и перенесённые с них рисунки (иллюстрации Proceedings of the Royal Society A)

Дмитрий Серков, Анастасия Резниченко

Ранее считалось, что древняя резьба на камнях была своеобразным искусством или же имела некое отношение к геральдике. Однако, судя по нынешним данным, пикты, жившие с 300 по 843 год на востоке и севере современной Шотландии, использовали её в качестве письменности.

Учёные также сравнили изображения с другими письменными языками мира (в том числе с англосаксонским, древнеирландским и уэльским) и не нашли сходств ни с одним из них. При этом выходило, что пиктское «наречие» основывается на разговорной речи.

Пока утерянный язык людей железного века расшифровать не удалось. Но учёные мечтают, что в скором времени они разберутся и с этим вопросом (возможно, найдут некое подобие розеттского камня), ведь тогда удастся выяснить много нового о культуре древнего шотландского народа.